Учение о побуждениях

1. Система побуждений человека

Побуждения являются радикалами человеческих действий, более того - обуславливающими и поддерживающими корнями человеческого существования вообще.

Побуждения являются корнями всех наших поступков и нашего поведения, они определяют все наши стремления и потребности в целом, и все отдельные желания и страсти каждого человека в частности. Побуждения, достигнув самых глубоких слоев нашего существования, могут и оттуда влиять на высшие регулирующие уровни нашей личности. Тогда мы говорим о сублимации или гуманизации побуждений. Мы сказали, что побуждение является радикалом. Радикал же, это коренной фактор, который должен удовлетворять следующим критериям:

  1. Радикал должен быть внеисторическим, тысячелетиями оставаясь биологическим по своей природе. Радикалы становятся внеисторическими благодаря тому, что они наследуются и передаются генетически.
  2. Он должен постоянно выделять энергию, которая актуализировалась бы во всех переживаниях и поступках человека. Каждый радикал, согласно этому положению, располагает особым неисчерпаемым источником энергии, из которого он непрерывно черпает свою силу.
  3. Он должен быть не специфическим по содержанию. Однако, хотя он может проявляться по-разному у разных людей, или же у одного и того же человека в различное время, сам корень, который обнаруживается во всех этих многообразных проявлениях, должен всегда оставаться в жизни каждого, как и в жизни человечества, одним и тем же.

Побуждения человека полностью соответствуют всем этим общим требованиям, предъявляемым к радикалам. Поэтому мы говорим о побуждениях-радикалах или о побуждениях-факторах человеческого существования. Фактически факторы побуждений являются внеисторическими. Они как бы пронизывают с одной и той же силой все человеческие действия, переживания и поступки. Они всегда актуальны и проявляют себя в таком многообразии форм, что можно только удивляться творческим способностям природы.

Система побуждений в нашей экспериментальной диагностике была построена на восьми факторах побуждений как побуждениях-корнях. Прежде чем представить их по очереди и прейти к их особым формам существования, мы должны в общих чертах разобраться со значениями таких понятий как "инстинктивное действие", "действие вызванное побуждением", "стремление побуждения", "потребность побуждения" и "побуждение". В данной работе мы старались избегать какого-либо теоретического или критического обсуждения вопроса и при необходимости указывали на соответствующие главы "Анализа побуждений" или "Анализа Я", которые теоретически дополняют наш, выдержанный в чисто практическом духе, учебник.

1.1. Определение понятий

1.1.1. Инстинктивные действия

Инстинктивные действия имеют место при совершенстве жизненной схемы. Шаги инстинктивных действий как бы тиранически предписаны жесткой диктатурой. Стоит только низшему животному не сделать хотя бы одного шага в этой жизненной схеме - и под угрозой оказывается как существование особи, так и существование вида. Индивидуальные упражнения, научение и разум не играют никакой роли в совершенных инстинктах. Отсутствует также осознание цели и задачи действия. Выбор объекта в питании, места обитания и т.д. строго предписаны генетически. Приспособление к новому также отсутствует. Эти совершенные инстинкты полностью зафиксированы уже при рождении, и только их появление приурочено к определенному времени, точнее, к определенной временной дистанции от момента рождения. Актуальное телесное состояние не влияет на жесткое срабатывание цепи действий. Жизнь насекомых и низших животных успешно регулируется благодаря совершенству инстинктов. Эта жизнь в рамках вида является бесцветной, монотонной, без малейших намеков на индивидуальность.

1.1.2. Действия вызванные побуждениями

Действия вызванные побуждениями - это несовершенные инстинктивные действия. Здесь уже нет строгих схем существования. Действую, животное уже способно не индивидуальные отклонения от заданной цели. В действиях вызванных побуждениями индивидуальные отклонения от заданной цели. В действиях вызванных побуждениями индивидуальные упражнения, научение, разум играют уже существенную роль, а поэтому - расширяются возможности восприятия. Но и цели, и задачи этих, вызванных побуждениями действий, еще не осознаются даже у высокоорганизованных животных. Ведь животные не осознают, подобно человеку, свои желания и потребности. Выбор объекта в действиях, вызванных побуждениями, производит впечатление относительно свободного. Приспособление к новому есть, но безличное, не сцепленное с Я, как у человека. В момент рождения побуждения зафиксированы еще не полностью. Актуальное телесное состояние влияет на ход действий, вызванных побуждениями. Если совершенные инстинктивные действия в рамках вида монотонны, бесцветны, то действия, вызванные побуждениями, вынуждающие животных благодаря их несовершенству, приспосабливаться к новому, и этим, а также благодаря научению и каузальной памяти, дают и "налет" индивидуальности.

По этой причине инстинктивные действия нельзя считать целенаправленными по характеру поведением. Действия же, вызванные побуждениями, лишь частично являются видовой, наследственно обусловленной формой поведения. В большей степени, благодаря индивидуальному научению, упражнениям и натаскиванию они являются изменчивыми и целенаправленными по характеру.

В животном мире самыми несовершенными инстинктами наделен человек. Побуждаемая жизнь человека управляется, во-первых, латентной энергией побуждений, а, следовательно, потребностями, и, во-вторых, Я (или, соответственно "Сверх-Я"). У человека, впервые в истории животного мира, появляются Я-побуждения, посредством которых удалось свергнуть тиранию совершенных инстинктов. Основное положение нашего учения о побуждениях: побуждаемая жизнь человека всегда является продуктом взаимодействия животных потребностей и человеческих Я-побуждений. Это положение актуально даже для сновидений. Кто пренебрегает положением в экспериментальной диагностике побуждений, тот неизбежно в толковании делает ошибки.

Особый метод толкования в экспериментальной диагностики побуждений, так называемый "метод края и середины" ставит перед собой задачу - разложить образ действий человека и его поведение на два основных компонента: на животные потребности (= краю) и на человеческие Я- и Сверх-Я-функции (= средине). Этот метод будет подробно изложен позже.

Определение следующих понятий мы трактуем уже исходя из учения о побуждениях в анализе судеб (АС).

1.1.3. Побудительные тенденции, стремления побуждений

Побуждающая тенденция = стремление побуждения (tendere (лат.) - стремиться к чему-то) является понятием, которое мы из области философских понятий (Лейбниц, П. Хеберлин) перенесли в биопсихологическую область. У П. Хеберлина тенденция понимается как направленное действие. Он говорит: тенденция есть то, что делает бытие становлением. В учении о побуждениях АС понятия "стремление побуждения" и "побуждающая тенденция" означает надстраивающиеся компоненты потребностей, которые определяются только одним единственным геном, только одним наследственным задатком, следовательно, задатком полученным либо от отца, либо от матери.

Стремление побуждения, или побуждающая тенденция является, таким образом, генетически минимальной единицей побуждения.

В силу наследственно-биологических причин побуждающая тенденция никогда не может быть унаследована одна, без соответствующего ей (аллельного) родительского партнера. Причина состоит в том, что человек всегда носит в себе по два наследственных задатка для каждой потребности - один материнский, и один отцовский - и они сцеплены друг с другом в пару аллельных генов. И если на переднем плане оказывается всего лишь одна тенденция, значит, вторая является латентной, ждущей своего часа. Таким образом, побуждающие тенденции, по нашему мнению, всегда заложены попарно. Две наследственно сцепленные друг с другом побуждающие тенденции вместе образуют "потребность побуждения".

1.1.4. Потребность побуждения, побуждающий фактор

Потребность побуждения = побуждающий фактор состоит, как было сказано, из двух взаимосвязанных (аллельных) побудительных тенденций. Из этого следует, что потребность побуждения всегда является продуктом взаимодействия одной отцовской и одной материнской побудительных тенденций. Итак, потребность побуждения всегда представлена нам двумя стремлениями, в основном - полярно противоположного по направлению действия. К примеру, потребность в мужественности состоит как из тенденции к активности, агрессии, садизму, так и из тенденции к пассивности, самоотдаче, мазохизму. Активность, агрессия и садизм являются, по нашему мнению, проявлениями одной тенденции, одного задатка, принадлежащего одной родительской половине, а пассивность, самоотдача мазохизм - это формы проявления другой побудительной тенденции, принадлежащей другой родительской половине. И, тем не менее, они образуют одну генетически нерасчлененную пару противоположно направленных стремлений. Обе побудительные тенденции, объединившись, образуют единое дискретно вариабельное индивидуальное проявление мужественности, другими словами - потребность в мужественности. Аналогично строятся и другие потребности (см. таблицу I).

При определении потребности в мужественности мы оставляем открытым вопрос о том, от кого - от отца или от матери унаследовал активность (соответственно - пассивность) индивид, носитель потребности. Главное в том, что проявление этой потребности зависит от двух полярно направленных тенденций. Таким образом, количественная и качественная картины реализовавшейся потребности всегда являются отражением соотношения между двумя, генетически заложенными, образующими потребность тенденциями. Именно количественные и качественные различия двух родительских побудительных тенденций, которые при оплодотворении передаются потомству, и являются причиной разнообразия всех без исключения потребностей в их проявлениях при реализации. В нашем учении о побуждениях мы потребности побуждения еще называем побудительными факторами. Под фактором понимается то же, что и под "деятелем" или "осуществляющим". Употребив понятие "побудительный фактор", мы хотели подчеркнуть то, что именно потребности делают побуждение деятельностью и являются, поэтому факторами побудительных процессов. Потребность - еще не побуждение. Однако они являются латентными источниками энергии, которая питает побуждения постоянно.

1.2. Побуждение, вектор побуждения

Побуждением, равно как и побудительным вектором, мы называем союз двух таких потребностей (побудительных факторов), которые преследуют одну и ту же цель и движутся в одном и том же направлении. Мы говорим, что в психологии судеб, в системе побуждений, побуждение или побудительный вектор всегда означали ограниченный двумя определенными скооперированными побудительными факторами связь потребностей, которые стремятся к одной биопсихологической цели.

Согласно этому пониманию сексуальное побуждение (другими словами - влечение) является союзом мужской и женской потребностей. Оба побудительных фактора следуют в одном направлении и к одной цели - совокуплению.

Побуждение к контакту - является кооперацией потребности "искать объект" с потребностью "сцепиться с найденным объектом" (И. Герман). Их объединение и порождает побуждение к контакту.

Я-побуждение является кооперацией потребности в расширении Я (расширение Я = эгодиастола) с родственной потребностью в сужении Я (сужение Я = эгосистола). Обе потребности стремятся к одной и той же цели - обеспечить единство и здоровье бессознательной жизни Я.

Пароксизмальное побуждение состоит из двух потребностей, совместно обуславливающих морально-этическое (или, соответственно, аморальное и неэтическое) поведение личности. Следует подчеркнуть, что не этика и мораль имеют побудительную природу, а поведение человека в этическом или моральном плане. Одна потребность пароксизмального побуждения заставляет личность в своем поведении следовать вечному закону "не убий!" путем изменения в сторону доброжелательности отношений, по мере их возникновения, с желанием смерти. Другая потребность обусловливает приспособление к внешним, временным нравственным законам и заставляет личность устанавливать границы стыда и отвращения для моральной регуляции своего поведения. Последняя потребность определяет этим все то, что человек должен скрывать среди цивилизованного общества, и, с другой стороны, как далеко ему можно заходить в афишировании своих намерений. Таким образом, общей целью обеих потребностей является морально-этическое регулирование поведения.

Побуждения имеют две самые общие особенности: Во-первых: побуждения обусловливают содержание действий человека и характер его поведения, а не его чувства или его интеллектуальную деятельность. Хотя чувства и сопровождают все вызванные побуждениями действия, их нельзя считать побудительными, так как они, подобно разуму, имеют свои источники энергии. Во-вторых: каждое побуждение имеет главную цель: удовлетворить себя путем "разрядки своего внутреннего напряжения", независимо от того, является ли побуждение бессознательным или же проникшим в сознание.

2. Учение о побуждениях в анализе судеб

2.1. Происхождение побуждений: генная теория

Анализ судеб усматривает общее для всех побуждений в их генном происхождении.

Согласно рабочей гипотезе анализа судеб, источниками побуждений являются гены. Общая природа побуждений определяется общей природой генов, следовательно, природой тех микроскопических (вероятно, состоящих из нескольких молекул) субстанциональных частиц определенного качества, определяющих наследование отдельных признаков и реакций.

В генной теории побуждений постулируется точка зрения, что действия, вызываемые побуждениями, детерминированы специфическими генами. Мы называем их "генами побуждений". Согласно генной теории следует, что в человеке имеются бессмертные материальные исходные частицы, которые передаются от поколения к поколению, от родителей к детям. Именно они и являются генами, проявляющими себя как в душевно-телесных реакциях, так и в реакциях побуждения. Естественно, что имеются и другие гены, определяющие частично телесные, частично не относящиеся к побуждениям психические реакции - например, интеллектуальные, умственные реакции, возможности понимания и представления (архетипы).

Если побуждения имеют генное происхождение, как это постулируется в анализе судеб, тогда и закономерности, найденные в генетике, вероятно, определяют природу всех побуждений. Общий закон, которому подчиняется деятельность генов, заключается в том, что каждый ген обязательно переносит из семейного, родового и видового прошлого в последующие поколения свою тенденцию.

Каждый ген, как уже давно установила генетика, стремится восстановить прежнее состояние в новом организме. Следовательно, если стать на позиции генетики, можно, считая, что все без исключения побудительные тенденции имеют генное происхождение, утверждать, что для всех побуждений является общим то, что они являются стремлением к восстановлению некоторого прежнего состояния.

В этом пункте встречаются генная теория анализа судеб и психоаналитическое учение о влечениях. З. Фрейд даже говорил: "Влечение было, таким образом, стремлением внутри живого организма к восстановлению прежнего состояния". Но он оставил открытым вопрос: почему же, собственно, влечения (или у нас - побуждения) стремятся к восстановлению своего прежнего состояния? Ответ следует сам по себе лишь из генной теории: само собой разумеется, что побуждения стремятся к восстановлению прежнего состояния именно потому, что они имеют генное происхождение. Лишь из генного происхождения следует, что побуждения стремятся восстановить прежние состояния, которые хоть однажды уже имели место в филогенезе.

Из этих рассуждений следует строгий вывод:

Во-первых: если каждое побуждение имеет генное происхождение, то следует говорить о стольких побудительных стремлениях, сколько существует генов побуждений.

Во-вторых: дуализм влечений, лежащий в основе психоанализа - сексуального и Я-влечения, т.е. влечения к жизни и влечения смерти - должен быть дополнен и достроен. На место его дуализм влечений, анализ судеб ставит дуализм противоположных пар побуждений, биологическую основу которых следует искать в парах наследственных задатков, в аллелях потребностей побуждений.

Обобщим теперь выводы по генной теории побуждений:

  1. Источником побуждений являются: гены побуждений. Система побуждений в анализе судеб построена на основе этой генной теории. В этой системе побуждений мы различаем: побудительные стремления = тенденции побуждений, потребности побуждений = факторы побуждений и побуждения = векторы побуждений.
  2. Одно побудительное стремление = тенденции побуждения определяется только одним отдельным геном в паре задатков, следовательно, либо отцовским, либо материнским. Выражение "побудительное стремление" или "тенденция побуждения" означают, следовательно, лишь один компонент, лишь одну из сил потребности. Таким образом, ее генная формула должна быть: А или а, В или б, С или с и т.д. В силу наследственно-биологических причин у гетерозиготных индивидов проявление лишь одной тенденции без ее родительского антагониста, исключено. Возможно, она сможет подавить своего партнера, однако, подавленный партнер все же будет проявлять себя, пусть окольными путями. И посему - побудительное стремление или тенденция побуждения является наименьшей, т.е. элементарной единицей побуждения. Она неразрывно связана со своим антагонистом, с которым образует пару задатков побуждения, или потребность.
    • Одна потребность побуждения = фактор побуждения состоит уже из двух неразрывно связанных тенденций побуждения, а, следовательно, парой генов побуждений, т.е. двумя гомологичными, отцовским и материнским, генами вместе. Генная формула потребностей побуждения у гетерозиготных индивидов такова: Аа или Вв или Сс и т.д.
    • Однако побуждение = вектору побуждений реализуется путем кооперации, сцепления двух таких потребностей, или факторов побуждения, которые следуют в одном и том же направлении, к одной и той же цели.
    • Итак, в системе побуждений анализа судеб побуждением или вектором побуждений обозначена кооперация потребностей в рамках двух определенных факторов, следующих в едином направлении физиологии побуждений.
    • Следовательно, генная формула побуждения (вектора побуждений) у гетерозиготных лиц: Аа Вв или Сс о и т.д. Явление, которое мы кратко называем "побуждением", не является, таким образом, однородным процессом, когда высвобождающаяся и сдерживающая энергии черпаются из одного источника, это смешение, сцепление, по меньшей мере, четырех отдельных генов, или двух генных пар.
  3. Из генной структуры побуждений мы выводим полярность тенденций и потребностей внутри побуждения. Мы говорим о двух видах полярности: 1) факторной, или полярности тенденций, и 2) векторной, или полярности потребностей.
    1. Факторная, или полярность тенденций происходит из противоположности отцовских и материнских побудительных тенденций, а, следовательно, из противоположности двух гомологичных, соотносящихся друг с другом, отдельных генов одной генной пары (А против а, В против в). Пример: противоречие между женственной нежностью матери и нежностью отца.
    2. Векторная, или полярность потребностей происходит из противоположности тех потребностей (факторов побуждения), которые, являясь равноправными, соединяются в одно побуждение. Таким образом, полярность внутри побуждения задается тем противоречием, которое генетически заложено в особенностях объединяющихся генных пар (Аа ‹–› Вв; Сс ‹–› Dd).
  4. Учение о побуждениях анализа судеб построено, таким образом, на дуализме, находящихся в противоречии пар стремлений, или потребностей. Понятие "пары противоречий побуждения" - это лишь психологический эквивалент генетического понятия "пары генов побуждения". В согласии с геннобиологичкими представлениями, "дуализируются" лишь стремления (тенденции) и потребности, но не побуждения. То, что мы обычно называем "побуждением" возникает путем дуализации, путем соединения двух потребностей с подобными целями побуждения. Побуждение, таким образом, продукт соединения потребностей в одно целое. У животных все эти противоречивые соединения лежат в основе их неизменных инстинктов уже с рождения. Человек же должен такие физиологические соединения у себя создать сам.
    • Психоанализ говорит о скрещивании влечений, если, к примеру, сексуальное влечение оказывается связанным с влечением и самосохранению. "Связь влечений" состоит в том, что сексуальное влечение становится потребителем удовольствия в той же зоне, в которой обычно находит удовлетворение влечение к самосохранению (голод, жажда). В свете генетического учения о побуждениях выражение "скрещивание влечений" считается неверным. Например, нельзя считать сосание младенцем груди, вызванным скрещением сексуального влечения и влечения к самосохранению, оно вызвано скрещением двух раннедетских потребностей - оральной и в садизме. Скрестив эти потребности, ребенок может получить удовольствие, но получение удовольствия не является специфической для каждой из потребностей целью, оно является их общей целью. Скрещивание двух потребностей, оральной и в садизме, не является генетически обусловленным развитием сексуальности и рассматривает в учении о побуждениях анализа судеб не как "сексуальное побуждение", а как "пробное смешение".
  5. На основе генной теории побуждений мы можем, таким образом, считать, что в сфере побуждений человека только потребности имеют элементарную, неделимую геннобиологическую основу. Так называемые "побуждения" сами по себе являются результатом скрещивания, смешения различных потребностей. Следовательно, побуждения не являются "едиными" по геннобиологическому основанию. Из этих представлений о происхождении побуждений можно сделать следующие существенные выводы.
  6. С точки зрения биогенетики правильнее говорить о "психологии потребностей", чем о "психологии побуждений".
  7. Однозначно установить количество и качество побуждений, которые могут быть у человека, до сих пор не удалось, поскольку "побуждения" всегда представляют собой смешение различных потребностей, а не "единицы" по биологическому происхождению. Стремления и потребности являются теми элементами, из которых строится побуждение. Побуждение - это уже синтез. А синтезированных явлений, результатов смешения всегда больше, чем составляющих их элементарных физиологических источников.
  8. Хотя объединение потребностей в побуждения также строго подчинено известным генетическим законам, сам процесс смешения и момент смешения зависят от множества других, как внутренних, так и внешних факторов, в том числе и от Я.

2.2. Критерии побуждений в анализе судеб

Все критерии, на основании которых психология судеб относит человеческие действия к обусловленным побуждениями, базируются на генной теории побуждений. Из этой теории мы можем вывести следующие, тесно связанные друг с другом, пять критериев:

Первый критерий: специфическая генная обусловленность побуждений

Не существует такого учения о побуждениях, которое бы отрицало наследственную обусловленность побуждений. Регулярная повторяемость, сходство в формах проявления, но особенно - стремление к восстановлению прежнего состояния во всех, обусловленных побуждениями действиях, однозначно говорит в пользу наследственной обусловленности побуждений. Наше учение о побуждениях, однако, не довольствуется почти банально звучащей констатацией того, что побуждение - это наследственное явление. Оно идет дальше, постулирую, что существуют специфические гены побуждений, которые функционируют как источники специфической энергии побудительных стремлений и потребностей. Специфика отдельных генов побуждений обуславливает специфическое качество различных потребностей побуждений. Внутри специфики потребности побуждения возможно многообразие форм проявления, которое понимается исходя из многообразия вариаций одного и того же гена побуждения в ракурсе многоаллельности (под "многоаллельностью" в генетике понимают вариации одного и того же гена в его аллели, так как он может вступать со своим геном-партнером в самые различные комбинации, всегда оставаясь на одном и том же месте в хромосоме). Таким образом, каждый ген побуждения имеет в сфере побуждений свою полностью специфическую область проявления. Видимые различия в проявлениях одного и того же гена побуждения возникают благодаря изменениям одних вариаций аллельных комбинаций на другие внутри специфической наследственной субстанции побуждения. А то, что один и тот же специфический ген побуждения, вступая в различные комбинации со своим геном-пратнером, может обнаруживать себя во множестве аллельных вариаций, указывает на то, что он может проявлять себя в самых различных формах - от низшей, негуманной деятельности, до высшей, гуманизированной. Психология судеб считает, что все формы проявления одной и той же потребности побуждения, как нативные, изначальные, негуманные по своему характеру, так и "социализированные" то ли в характере, то ли в профессиональной деятельности человека, а также высоко духовные "сублимированные" гуманные и невротические "болезненные", могут быть объяснены индивидуальными комбинациями негуманных и гуманных аллельных вариаций. Однако этим утверждением мы, отнюдь, не исключаем (не отрицаем) роль личности, имеющей определенную позицию Я, роль личной ответственности а, следовательно "свободы воли". Мы считаем, что уже при оплодотворении человеку даются возможные вариации судьбы, по каждой потребности, как гуманные, так и негуманные. Но потом личность уже сама должна решать, какую из наследственно заданных возможностей судьбы предпочесть другой возможности. Это предпочтение, или соответственно, отрицание, какой-либо тенденции зависит от индивидуального представления о том, что считать идеальным, от того, с кем идентифицировала себя личность до этого, а также находится в тесной связи со вторым критерием побуждений.

Второй критерий: полярность побудительных стремлений и потребностей побуждения.

Согласно генной теории побуждений, побуждения представляют собой пару противоборствующих потребностей, а потребности, в свою очередь, состоят из пары противоборствующих, наследственно заданных, стремлений. Одна часть этих стремлений имеет негуманную, другая - гуманную природу. Большинство людей, однако, гетерозиготные в отношении побудительных стремлений, имеющих негуманную или, соответственно, гуманную природу. Психические явления, при которых отсутствует эта структурная полярность, это геннобиологическое противоборство побудительных стремлений, не являются истинно динамическими проявлениями в сфере побуждений.

Третий критерий: напряжение побуждения. Напор побуждения.

Напряжение побуждения возникает в противоборстве полярных стремлений и потребностей. Оно имеет вид напора побуждения, и его величина зависит от степени противоречия между теми генами побуждения, которые совместно наследственно обуславливают потребность или, соответственно, побуждение. Напряжение побуждений обеспечивает динамику всех, обусловленных побуждениями, действий.

Четвертый критерий: физиологический и патопсихологический критерий побуждения.

Согласно этому критерию, мы имеем право считать психический процесс обусловленным побуждением только в том случае, если его можно обнаружить у каждого, без исключения, индивида. В этом состоит физиологическая часть этого критерия. С другой стороны внутри небольшой группы этот же психический процесс должен достичь такой экстремально высокой степени, чтобы мы были вынуждены выделить эту группу, как группу с патологией побуждения, или группу "душевно больных". Это патологическая часть данного критерия. В ее основе лежат следующие допущения:

С наследственно-биологической позиции различия между "душевной" болезнью и "душевным" здоровьем имеют не качественную, количественную природу. Гены, детерминирующие "идиопатическое" душевное заболевание, являются, прежде всего, генами побуждения, в частности генами Я-побуждения, имеющиеся у всех без исключения людей, но у нормальных людей доза этих генов количественно меньше. В "Анализе Я" (1956) нами показано, что тенденция к партиципации, эта первичная форма Я-побуждения, у душевно больных людей болезненно гипертрофированна.

Итак, согласно этому допущению, количество генов побуждения в Я определяет, окажутся ли у индивида здоровые или больные побуждения, и, соответственно, будет ли он здоровым или душевнобольным. Положение, вытекающее из этого критерия, можно сформулировать следующим образом: душевнобольной человек - это, прежде всего, индивид с патологией побуждений. Распад и перестройка Я, так же как личности в целом, и связанные с ними нарушения интеллекта, являются особыми формами защитных механизмов, с помощью которых человек защищается от своих, несущих опасность, потребностей побуждений. В соответствии с эти, галлюцинацию или бредовую идею следует понимать как защитный механизм точно так же, как и механизмы навязчивости, оцепенения, двигательного возбуждения, обращения садизма на себя или какой-либо другой Я-механизм, с помощью которого невротик пытается выбраться из водоворота побуждений. Таким образом, согласно тому же допущения, любое психическое заболевание является таким же функциональным нарушением, как, скажем, невроз. Но каждое из них имеет свои наследственно обусловленные задатки, благодаря которым личность ввергается в водоворот конкретной специфической потребности, и ни какой другой, и пытается выбраться из него, защищаясь от опасности этой потребности побуждения сугубо специфически "запасным выходом", сугубо специфическими защитными механизмами. Однако, функционально, как неврозы, так и идиопатические, эндогенные психозы представляют собой обратимые психические явления. Докажем это на примере из экспериментальной практики. Например, шизофреник 30 минут спустя после электрошока, уже показывают свою преморбидную, "здоровую" структуру побуждений, которая, следовательно, во время шизофренического шуба должна была находиться в латентном состоянии неразрешенной. Искусственно вызвав старую "здоровую" структуру побуждений, мы получили на время исчезновение "органических" шизофренических симптомов. Однако, способ как удержать "на сцене" "здоровую" структуру побуждений надолго, еще не найден. Также, до сих пор еще нет ответа на вопрос о том, какие внутренние и внешние факторы определяют, в случае увеличенной дозы генов побуждений, вероятность манифеста в форме психоза. Однако, наши эксперименты показали, что наличие или отсутствие психотических проявлений зависит, в первую очередь, от актуально манифестирующих структуры побуждений сохраняется в латентной форме даже тогда, когда личность находится в психотической фазе.

Какое значение имеет этот критерий для построения системы побуждений? Очевидно следующее: система побуждений должна строиться из пар противоположных побуждений, которые, с одной стороны, имеются у каждого индивида, а с другой стороны, однозначно соотносятся с патопсихолгическими кругами, т.е. психиатрическими проявлениями, передаваемыми по наследству. При применении патопсихологического критерия наиболее важными считались те врожденные возможности, которые проявляются наиболее заметно в двух группах людей: 1. у душевнобольных; 2. у невротиков. Ведь здоровые индивиды, на наш взгляд являются лишь носителями, т.е. гетерозиготными особями, несущими в себе в одинарной дозе те гены побуждений, двойная доза которых, проявляется в патологии побуждений. До настоящего времени психиатрическое учение, исследующее вопросы передачи психических болезней по наследству, выделяет три самостоятельных круга психических заболеваний, передаваемых по наследству. Это:

  1. Шизоформный, или сокращенно Sch-круг, к которому относятся такие психические болезни, как кататония и паранойя (Рюдин, Гофман, Люксенбургер и т.д.).
  2. Циркулярный, или маниакально-дипрессивный, сокращенно C-круг (Гофман, Люксенбургер, Рюдин, Ленц).
  3. Эпилептиформный (Братц) или пароксизмальный (Сонди), сокращенно P-круг.
    • К перечисленным выше, мы добавляем четвертый
  4. S-круг, или круг патологии сексуальных побуждений: к нему относятся гермафродитизм, гомосексуализм, садизм и мазохизм. Пильц, Магнус Хршфельд, фон Ремер, Тео Ланг и другие исследователи доказали, что относящиеся к нему патологические явления имеют самостоятельную врожденную основу.

Эти четыре круга передаваемых по наследству психических заболеваний в целом можно охарактеризовать следующим образом:

Между этими кругами патологии психики и нормой не четкой границы. Проявления группы генов, детерминирующих шизоформные реакции, образуют довольно длинный ряд вариаций, один полюс которого находится в области нормы (шизоидная структура побуждений), а другой - в области психопатологии (шизофрения - dementia praecox)(Кречмер, Саллер и др.). Между этими полюсами находится целый ряд невротических проявлений. Подобным же образом обстоит дело и с наследственными кругами эпилептоформной, циркулярной и сексуальной патологии. Таким образом, потребности побуждений, в экстремальном виде представленные у индивидов с шизофренической, эпилептической, маниакально-депрессивной и сексуальной аномалиями, могут быть обнаружены у всех, без исключения, людей, даже у вполне здоровых, отчасти на ранней ступени естественного развития побуждений, отчасти в особенностях характера, т.е. в уже социализированной или сублимированной форме. В частности, эти потребности можно обнаружить в некоторых конкретных профессиях, где они обнаруживают себя в специфических интересах, связанных с профессиональной деятельностью соответствующей профессии (например, дамского парикмахера, мясника, монаха, психиатра), или в тех формах развлечений, которые они предпочитают (их хобби, вид спорта и т.п.), но чаще всего, в генотропическом выборе объектов любви и дружбы. В "Анализе судеб" (85) это показано на многочисленных примерах. Анализ судеб в своем основании имеет предположение, что те же самые гены, которые в двойной, "полной" дозе могут привести к болезни или к смерти в одинарной дозе, т.е. в случае гетерозиготности, способствуют повышенной жизнеспособности индивида. Это предположение в анализе судеб было отвергнуто генетиками-школярами. Однако накапливаемые ежегодно экспериментально полученные генетические данные (полученные в основном на растениях и на животных) подкрепляют приведенное выше предположение анализа судеб. Прекрасно обобщил эти данные Аке Густавсон (32) из института по проблемам наследственности в Свалеве (Швеция). Густавсон привел ряд данных, однозначно указывающих на то, что летальные гены, имеющиеся в одинарной дозе, в случае гетерозиготы, способствуют повышению жизнеспособности. В случае одинарной дозы летальных генов повышается жизнеспособность к размножению, происходит усиление растения по следующим признакам: длине стеблей длине колосьев и кустистости.

Повышенная живучесть гетерозиготных, в отношении летальных генов, особей была обнаружена и у животных, однако лишь на некоторых этапах жизненного цикла.

В теории анализа судеб чрезвычайно важным является понимание того, что гетерозиготное состояние является предварительным условием высоких модификационных способностей, чисто же гомозиготная линия, напротив, является препятствием в развитии.

Итак, предположение о том, что одни и те же гены, в двойной дозировке обуславливающие болезнь, например - параноидную шизофрению, в одинарной дозе могут благоприятствовать выдающимся способностям, например в психиатрии, выглядит, в свете полученных в экспериментах генетических данных, не таким уж и рискованным, как в то время, когда были опубликованы мои первые работы.

Пятый критерий: самостоятельность в наследовании.

Согласно пятому критерию мы должны показать, что любая потребность побуждений наследуется самостоятельно. В генетике о самостоятельном наследовании говорят в том случае, когда один наследуемый признак (или, соответственно, болезнь) связан со своим специфическим геном. Естественно, что самостоятельное наследование проще всего показать на экстремальных формах, в данном случае, на наследовании психических заболеваний, т.е. на патологии побуждений, а, следовательно, на носителях "гомозигот". Теория наследственности сегодня еще далека от того, чтобы с математической точностью однозначно решать вопрос о том, как наследуются упомянутые выше четыре круга заболеваний. Тем не менее, результаты наших глубоко продуманных исследований показали, что упомянутые психологические проявления побуждений наследуются самостоятельно..

2.3. Система побуждений в анализе судеб

В соответствии с имеющимися четырьмя кругами наследуемых самостоятельно заболеваний побуждений, мы устанавливаем наличие не менее и, соответственно, не более четырех побуждений. Эти четыре побуждения мы называем еще "векторами побуждений". Подобно математике, где понятие "вектор" означает отрезок, имеющий определенное направление и определенную величину, в экспериментальной диагностике побуждений "вектором побуждения" будет называться побуждение, имеющее определенную направленность и определенную количественную величину, зависящее, в свою очередь, от состояния составляющих его противоборствующих потребностей и стремлений.

Эти четыре побуждения, или вектора побуждений, таковы:

  1. S-вектор: сексуальное побуждение.
  2. P-вектор: пароксизмальное побуждение, или побуждение к резкому изменению.
  3. Sch-вектор: Я-побуждение.
  4. C-вектор: побуждение к контакту.

Так как каждый из четырех кругов психопатологического наследования имеет по две клинически и генетически отдельные формы проявления, в целом, таким образом, мы имеем восемь специфических потребностей побуждений, которые мы еще называем "побудительными факторами". Эти восемь побудительных факторов являются радикалами процессуальных изменений в сфере побуждений.

Представляем восемь душевных заболеваний, попарно образующих передаваемые по наследству, круги патологии побуждений:

Наследуемые круги:

1. Сексуальных заболеваний 1. гермафродитизм и гомосексуальность (h)
2. садизм (s)
2. Пароксизмальных заболеваний 3. эпилепсия (e)
4. истерия (hy)
3. Шизоформные заболевания 5. кататония (k) } шизофрения
6. параноид (p)
4. Циркулярные заболевания 7. депрессивное (d) } состояние
8. маниакальное (m)

Мы полагаем, что патологические и физиологические гены побуждений являются формами, возникающими в результате мутаций, из одних и тех же исходных генов побуждений. Поэтому мы различаем восемь специфических потребностей побуждений, уже названных выше "побудительными факторами", которые попарно образуют свои векторы побуждений. Таким образом, в системе побуждений анализа судеб выделяют шестнадцать побудительных тенденций, восемь потребностей побуждений и четыре побуждения.

На схеме 1 дано строение побуждений, а в таблице 1 описание системы побуждений нашей экспериментальной диагностики побуждений.

Таблица 1: Структура побуждений в анализе судеб.

Таблица 1a

ПОБУЖДЕНИЕ I ВЕКТОР S СЕКСУАЛЬНОГО ПОБУЖДЕНИЯ
Потребность в персональной общечеловеческой нежности
Потребность в активности-пассивности (садомазохизме)
1. h фактор
2. s фактор
Чувственная, не дифференцированная по полу, персональная нежность. Тенденция к
Идеалистическая коллективистская любовь к человечеству. Тенденция к
Активность, агрессия. Тенденция к
Пассивность, преданность. Тенденция к
1. Персональной любви
2. Любви к человечеству
3. Садизму
4. Мазохизму
+h
-h
+s
-s
Тенденция 1
Тенденция 2
Тенденция 3
Тенденция 4

Таблица 1b

ПОБУЖДЕНИЕ II ВЕКТОР P ПОБУЖДЕНИЕ К НЕОЖИДАНОМУ
Потребность в этических шагах
Потребность в моральных поступках
3. e фактор
4. hy фактор
Тенденция к добру, к коллективной справедливости, к возведению барьеров совести:
Тенденция к злу, к нагромождению в душе грубых аффектов (ярости, ненависти, гнева, ревности, мести):
Тщеславие, тенденция к выставлению себя напоказ:
Скрытность, тенденция к возведению барьеров стыда и брезгливости:
5. Тенденция Авеля
6. Тенденция Каина
7. Эксгиби-ционизм
8. Утаивание себя
+e
-e
+hy
-hy
Тенденция 5
Тенденция 6
Тенденция 7
Тенденция 8

Таблица 1c

ПОБУЖДЕНИЕ III ВЕКТОР Sch Я-ПОБУЖДЕНИЯ
Потребность в сужении Я (эгосистоле)
Потребность в расширении Я (эгодиастола)
5. k фактор
6. p фактор
Тенденция к присвоению, формированию идеалов обладания и идеалов объекта:
Тенденция к отрицанию, к отказу, к торможению, вытеснению и обесцениванию:
Тенденция к осознанию происходящего, к формированию идеала Я, к одержимости амбивалентными тенденциями:
Тенденция к вынесению бессознательных побуждений во внешний мир:
9. Интроекция
10. Негация
11. Инфляция
12. Проекция
+k
-k
+p
-p
Тенденция 9
Тенденция 10
Тенденция 11
Тенденция 12

Таблица 1d

ПОБУЖДЕНИЕ IV ВЕКТОР C ПОБУЖДЕНИЕ К КОНТАКТУ
Потребность в поиске, в приобретении и в прикреплении
Потребность в сцеплении и отторжении.
7. d фактор
8. m фактор
Тенденция к поиску новых, представляющих ценность объектов, тенденция к
Тенденция к залипанию, к отказу от поисков нового, тенденция к
Тенденция цепляться за имеющийся объект, тенденция сохранять приобретенное, тенденция к
Тенденция к отделению, тенденция к
13. Приобретению и изменению
14. Постоянству
15. Прикреплению и сохранению
16. Отторжению
+d
-d
+m
-m
Тенденция 13
Тенденция 14
Тенденция 15
Тенденция 16

 

[На главную][К разделу]

Hosted by uCoz